- Знак
-
ЗНАК (в семиотике) — нечто, способное в нек-ром отношении выступать вместо чего-л. другого, т. е., будучи воспринято нек-рым живым объектом, обладать значением; соответственно различают две неразрывно связанные стороны З. — означающее (форма материального объекта, воспринимаемого в качестве З.) и означаемое (фрагмент действительности, взаимодействие с к-рым опосредовано З.). Действие З. влияет на состояние или поведение живого объекта, причем это влияние является не следствием непосредственного физического воздействия, как во взаимодействиях незнаковых, а результатом интерпретации З. в соответствии с природой интерпретирующего или с правилами интерпретации (кодом), которыми он владеет.
Функцией З. является коммуникация в широком смысле, включая сюда взаимодействие живого объекта с окружающей средой, имеющей, с т. зр. семиотики, знаковую природу, а также его коммуникацию с самим собой (мышление). Как участник коммуникации живой объект воспринимает и порождает знаки; если эта деятельность предполагает опосредованное взаимодействие с подобным живым объектом, произвольна, обусловлена коммуникативным намерением и использует общий для участников взаимодействия код (т. е. является коммуникацией в узком смысле, характерной для высокоразвитых организмов), то живой объект выступает как получатель и отправитель сообщений — З. и их комбинаций в сложные З. В связи с тем, что интерпретация З. приводит к знаковому, частичному представлению действительности, в намеренной коммуникации З. может использоваться с целью обмана получателя (симулирования действительности).
Для высокоорганизованных форм жизни (таково человеческое об-во) характерно широкое использование знаков, в к-рых означающее отделено от означаемого и выполняет преимущественно знаковые функции, а его форма независима от формы означаемого и связана с нею лишь условно, вследствие чего многократно возрастают возможности передачи, переработки и хранения информации в рамках высокоструктурированных знаковых систем (культурных кодов) — прежде всего естественного языка, а также т. н. вторичных знаковых систем — в совокупности с корпусом текстов культуры, формирующих жизненный мир человека.
В ряду предложенных классификаций З. (в соответствии с разными критериями различаются, в частности, З. естественные и искусственные, З. в потенции и актуально действующие, З., произведенные специально для знаковой функции, и З., выполняющие ее "по совместительству"; применительно к высокоструктурированным кодам — З., обладающие собственным значением, и З., обладающие лишь значимостью в рамках данной системы и служащие для различения полнозначных З.) особое место занимает подход Ч. Пирса, предложившего логически стройную всеобъемлющую классификацию аспектов З., из к-рой в семиотике пока широко используется лишь различение знаков иконических (т. е. "изобразительных"; означающее и означаемое связывает определенный изоморфизм), индексальных ("указывающих"; означающее отсылает к означаемому в силу их контекстуальной смежности) и символических ("условных"; означающее и означаемое связаны в силу нек-рого общего правила).
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.